Książka Fiodora Jefimowicza Wasyluka o niezwykle głębokiej, mocnej treści -
"Przeżywanie i modlitwa" ("Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования", Москва, "Смысл", 2005)
nie jest jeszcze przetłumaczona na język polski.

Tym nie mniej, na blogu zostaną umieszczone fragmenty książki w języku oryginału.

Czynię to z potrzeby serca: aby tą pracą oddać chwalę Panu Bogu za dar wiary i owoce posługi Fiodora Jefimowicza Wasyluka
oraz dziękować Mu za opiekę nad moją rodziną.

Книга Федора Ефимовича Василюка "Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования", Москва, "Смысл", 2005 не переведена еще на польский.
Тем не менее на блоге будут представлены фрагменты на языке оригинала.

Фрагмент 1: "МОЛИТВЕННАЯ АДРЕСОВАННОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ" (начало - 28 ноября 2011 г.)
Фрагмент 2: "ФОКУСИРОВКА МОЛИТВЫ НА ПЕРЕЖИВАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ" (начало - 6 марта 2012 г.)

От всего сердца хочу моими скромными усилиями восславить Господа за дар веры и плоды миссии Федора Ефимовича,
познакомить с его мыслями и опытом новых читателей,
а также выразить мою благодарность Господу за любовь и заботу о моей семье.

20 grudnia 2011

"...после акта прошения наступает фаза ожидания" (14)

(5) "Аминь"
Молитвословия завершаются восклицанием "Аминь" ("да будет", "истинно", "подтверждаю"), которое о. Павел Флоренский назвал "скрепой" молитвы 41.
(41 Объединенность различных частей молитвы, пишет о. Павел Флоренский, "т.е. неслучайное поставление рядом, свидетельствуется особым актом утверждения молитвы как целого, - скрепляется Аминем, что в вольной передаче значит:"слово мое твердо" или :"сказанное подтверждаю" (1977, с. 183)

Каков психологический смысл "скрепы" и какова ее функция применительно к анализируемой теме влияния молитвы на переживание и , в частности, влияния адресата молитвы на переживание?

После того, как человек высказывал другому важную для себя просьбу, ему остается ждать решения. Так и в молитве после акта прошения наступает фаза ожидания. Она открывается венчающим молитвословие возгласом "Аминь". Молитвословие завершено, но молитва продолжается за пределами молитвословия. В каком-то смысле здесь-то и начинается самое главное (для приговоренного к смертной казни написание прошения о помиловании вовсе не венец дела) - именно поэтому тот душевно-духовный акт, который стоит за кратким словом "аминь", имеет такое большое значение для судьбы молитвы и судьбы переживания. Что это за акт?

"Аминь" - есть внутреннее действие, которое стягивает в один узел всю душевно-духовную работу переживания и молитвы. По своим динамическим характеристикам "аминь" напоминает выдох без вдоха; последним душевным усилием в этот выдох вложено, впрессовано все, что продумывалось и прочувствовалось в молитве - и подлинное искреннее человеческое желание, и исчерпанность человеческих возможностей, и упование на Бога. "Аминь" соединяет надежду и веру и пропитывает ими ожидание. "Аминь" решительно запечатывает молитву, закрывая доступ в нее для сомнений и колебаний, блуждающих помыслов, страха и неверия. Эта замкнутость, отгороженность от внешних влияний не только не страшна для благодатных энергий (ибо они могут входить и "дверью зпатворенной"), но, напротив, даже увеличивает способность человека к их восприятию, создавая интенсивную установку на их ожидание. Такое ожидание есть плотнейшая концентрация всех душевных сил, ограждающая человека от "стихий мира сего" (от рассудочных расчетов, мелких надежд, плоских планов и пр.) и открывающая только одно окно, в сокровенную глыбину человеческого существа - к Богу."
(Продолжение следует)

Ф.Е.Василюк "Переживание и молитва", Опыт общепсихологического исследования, Москва, "Смысл", 2005, с. 91-92

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz